Пока Китай развивает шелковый путь, через Россию. Сама Россия тихо строит свой транспортный коридор, в Индию.
В результате последних карабахских событий, разморозился целый ряд проектов, в которых карабахский узел с его серой зоной, служил мощнейшим препятствием.
1. Транспортный коридор Север-Юг
Основной проект региона, это транспортный коридор Россия-Индия, с вовлечением в него постсоветских стран Средней Азии и Кавказа. Лучшим маршрутом для него была железная дорога маршрут из индийского Кашмира, через Пакистан, Афганистан, к Узбекистану и далее к СПБ. Но неразрешимые противоречия Индии и Пакистана в Кашмире, закрывают этот путь. Плюс, преодоление черной дыры континента - Афганистана.
В результате, остается паром Мумбай в Бандар-Аббас, далее железная дорога через Иран, снова паром или альтернатива с двух сторон Каспия, и далее к Усть-Луге. На каждом маршруте свои препятствия. Приходится делать все три маршрута, чтобы геополитические риски на одном из них переложить на другие маршруты вокруг Каспия. Главный из них морской маршрут, соединяющий напрямую Россию и Иран. Но его минусы многочисленные перевалки грузов, с морского на железнодорожный транспорт. В Аравийском море 2 перевалки, две перевалки в Каспийском море, еще 2 в Усть-луге и Европе. Решением проблемы стал бы канал "Иранруд" (Иранская река), который соединит Каспийское море с Персидским заливом через Иран, альтернатива дорогому забитому Суэцкому каналу. Его стоимость примерно 20 миллиардов долларов. По оценкам аналитиков, российские доходы от эксплуатации канала составят ежегодно от 1,2 до 1,4 млрд долларов, иранские — 1,4-1,7 млрд.
Два варианта канала. Привлекательней более длинный 1600 км.
Но канал несет множество экологических как плюсов, так и минусов, и большое количество рисков для прикаспийских государств (повышение уровня и рост солености Каспия, исчезновение осетров, засоление почв). Над проектом бьются уже сотню лет, и до сих пор не могут решиться. Хотя проект сравнительно дешев и окупается всего за 5 лет.
Пока канала нет, чтобы избежать перевалок, надо использовать железную дорогу. Первым объездом Каспия стала сооружение перемычки между Туркменистаном и Ираном. Железной дороги г. Инче-Борун - г. Гярмсар. Дорога сооружена на российские деньги из российских материалов российскими строителями. Не зря русофобы жалуются на выделение кредитов Ирану. Сейчас на российские деньги идет ее расширение и электрификация. То есть, весь выделенный кредит Ирану уходит в Россию на закупку российских материалов и оплату труда российских специалистов, а Иран расплачивается за получившуюся дорогу, которая расширяет российский транспортный коридор. Вдобавок идет расширение порта Амирабад и Торкаман для перевалки грузов из российских портов Астрахани и Оля. Порт Торкаман к тому же, должен быть конечным пунктом канала "Иранруд". Эта железная дорога убивает, кучу весьма жирных зайцев, связывая Иран со средней Азией. Даже если заработает западный маршрут вокруг Каспия, восточный маршрут не останется без дел.
Дорога по западному берегу Иран-Азербайджан-Россия короче. Но там есть свои сложности. В основном, иранские санкции. По восточному берегу Азербайджан уже давно дотянул железную дорогу до пограничной Астары. На иранской территории надо достроить кусок Астара-Решт-Казвин Хотя дорога почти закончена, по ней даже ходят поезда. В 2009 году иранская сторона приступила к строительству участка железной дороги между Рештом и Казвином, первый поезд прошел в 2018. Дорога была очень сложной 22 туннеля, общей длиной 25 км и 15 мостов общей длиной 8 километров. Церемония открытия участка состоялась 6 марта 2019 года.
Дорогу от иранской Астары до Решта строит Иран на азербайджанские деньги. Увы, в связи с санкциями США к Ирану кредитные средства в 0,5 млрд долларов заморожены. Пока Поезда доходят до Астары и до Решта едут на автомобильном транспорте. По идее дорогу должны сдать в следующем году. Но после ее сдачи сразу возникает следующая проблема, ее электрификация. Север Ирана энергодефицитен.
Для ее решения, Россия хочет создать общекаспийское электроэнергетическое кольцо, Теперь после решения проблемы карбахского конфликта, к кольцу можно подключить Азербайджан.
В Иран хотели тянуть два энергомоста из России. Россия - Азербайджан - Иран И энергомост Россия - Грузия - Армения - Иран. Многовекторные Грузия и Азербайджан санкций боялись, и затягивали решение. Элетроэнергии в Иране не хватало. Пока длился карабахский конфликт, Иран в "серой" зоне пригорного Карабаха, построил Худаферинскую ГЭС. Водохранилище затопило азербайджанскую железную дорогу вдоль Аракса , через Армению в Нахичевань. Создавать обход по скалам слишком дорого. Вдобавок Иран хочет построить еще пару ГЭС на Араксе, затопив еше несколько кусков.
В результате, мечты русофобов о создании нового железнодорожного транспортного коридора, Баку-Армения-Нахичевань-турецкий Карс были разрушены. Туркам надо тянуть железку до Карса, потом до Нахичевани, преодолеть разобранную железку в Армении, и заново восстанавливать разрушенный в результате армянской оккупации куски железной дороги в пригорном Карабахе. Обходить затопленные участки по горам. Особенно забавны проекты через Шушу. Там же горы. Единственная автомобильная дорога через Лачин сплошной серпантин, а русофобы мечтают о железной дороге в этих горах.
Что самое интересное, создание транспортного коридора Север-Юг, при постоянных расширениях заставляет Россию рещать застарелую кучу проблем . Построили железку, чтобы ее расширить, надо электрофицировать, то есть создавать каспийское энергокольцо, энергомосты и перемычки. Создадут морской канал через Иран, потянутся по Волге в СПБ баржи. России придется чистить и углублять всю водо-канальную систему России, строить речной флот. Если отдельно эти проблемы решать было невозможно, решения не окупались, то создание и постоянное расширение транспортного коридора Север-Юг, заставляет эти узкие места расшивать, поскольку эти инфраструктурные решения приносят прибыль.
А ведь можно прокопать канал до Оби , и тогда Севморпуть будет проложен в Индию
Взято отсюда
Следующая статья: [ Занимательное языкознание и страноведение ]